Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: развитие интереса к чтению как часть национальной культурной политики»

Ученые, педагоги высшей школы, постдипломного образования, образовательных учреждений, библиотекари и библиотековеды раскрывают концептуальные подходы к развитию интереса к чтению у детей и взрослых. Пленарное заседание: очно и онлайн. Тексты и презентации докладов, стендовые доклады, секции в записи: на сайте www.ibcappo.ru

Искусство и культура 16+

 

22 апреля 2021 года – Первый День

 

Ссылка на страницу регистрации и участие в мероприятии:

https://webinar.spbappo.ru/#selfregistration:c9cf4eb5-36ab-4de5-aedd-d8b9381e263a

Инструкция по подключению и устранению возникших проблем

11.00 – 11.20. Открытие конференции. Приветствия:

Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

Комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга.

Центр чтения Российской национальной библиотеки.

Российская библиотечная ассоциация.

Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА).

Доклады и выступления

11.20 – 13.30. Пленарное заседание: очно и онлайн.

Регламент выступления – 5-15 минут.

  • Детское и юношеское чтение как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства. Татьяна Ивановна Полякова, заведующий информационно-библиотечным центром, доцент кафедры социально-педагогического образования СПб АППО, кандидат педагогических наук, г. Санкт-Петербург, Россия.
  • Энциклопедический подход к изучению чтения. О подготовке издания «Чтение. Энциклопедический словарь». Онлайн. Юлия Петровна Мелентьева, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заведующий отделом проблем чтения ФГБУ НИЦ «Наука»  РАН, г. Москва, Россия.
  • Через чтение — к творчеству и успеху. Татьяна Дмитриевна Жукова, президент ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА), кандидат педагогических наук, г. Москва, Россия.
  • Региональная программа развития детского и юношеского чтения: проблемы, задачи и пути решения. Наталия Евгеньевна Храмцова, заместитель директора СПб ГБУК «Центральная городская детская библиотека им. А.С.Пушкина», г. Санкт-Петербург, Россия.
  • Нелинейный учебный текст в ракурсе интегративного подхода к содержанию образования.Ирина Юрьевна Алексашина, профессор кафедры основного и общего среднего образования СПб АППО, доктор педагогических наук, профессор, г. Санкт-Петербург, Россия.
  • Педагогика чтения и мультиграмотность в современном мире. Татьяна Гелиевна Галактионова, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, РГПУ им. А.И. Герцена, эксперт Центра русского языка и славистики Российской Академии Образования, доктор педагогических наук, доцент, г. Санкт-Петербург, Россия.
  • От первого лица: о способе преодоления проблемы нечтения подростков. Наталья Михайловна Свирина, профессор кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО, профессор, доктор педагогических наук, научный руководитель Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга.
  • Произведения современной детской/подростковой литературы non-fiction на учебных занятиях: инновационные практики. Елена Станиславовна Романичева, ГАОУ ВО Московский городской педагогический университет, ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик Института системных проектов, кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель РФ, г. Москва, Россия.
  • «Учебник как средство формирования интереса к чтению». Мария Павловна Воюшина, профессор кафедры ЮНЕСКО "Образование в поликультурном обществе" РГПУ им. А.И.Герцена, доктор педагогических наук, профессор, координатор проекта "Школа диалога".
  • Читательское развитие – фундамент медиасемиотической культуры школьников в цифровой среде. Валентина Александровна Бородина доктор педагогических наук, профессор; Санкт-Петербургский государственный институт культуры, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения, г. Санкт-Петербург, Россия.

Зарубежный опыт

Любите книгу: постановка проблемы важности чтения в СМИ Германии. Оффлайн. Галина Шнайдер, Председатель Немецкого Рериховского Общества, г. Ремшайд, Федеративная Республика Германия.

Развитие читательской грамотности в Китае. Очно. Хоу Молань, аспирант СПбГУ, г. Цзинань, провинция Шаньдун, Китай.

Искусство воспитания любви к книге и чтению на примере практических уроков в начальной школе. Онлайн. Валерий Кучеровский,  президент Культурно-педагогического Центра Белый Город, редактор журнала «Вестник Культуры», автор образовательного курса «Человековедение» для начальной школы, Белгород-Днестровский, Одесская область, Украина.

13.30 – 14.30. Перерыв.

14.30 – 16.30. Дискуссионная площадка. Реализация мега-проекта «Читающая Россия». Смыслы и инструменты.

Ссылка на страницу регистрации и участие в мероприятии:

https://webinar.spbappo.ru/#selfregistration:c9cf4eb5-36ab-4de5-aedd-d8b9381e263a

Инструкция по подключению и устранению возникших проблем

Документы и видеозапись этого мероприятия (будет доступно после завершения мероприятия)

Место проведения: актовый зал

Приглашение к дискуссии.

Жукова Т.Д. Замысел и предпосылки реализации мега-проекта «Читающая Россия».

Галактионова Т.Г. Приоритеты и принципы участия в проекте как предмет профессиональной дискуссии.

Участники дискуссии:

Сетевой проект — приоритетное направление внеурочной деятельности. Марина Константиновна Вальчук, заведующий библиотекой, Вторая Санкт-Петербургская гимназия. 

Библиотека образовательного учреждения – пространство развития компетенций XXI века». Виктория Васильевна Рудник, специалист информационно-библиотечного центра СПб АППО.

Междисциплинарный проект «Гимназия Читающая» как система формирования читательской грамотности обучающихся гимназии. Ерчаник Валентиновна Яркова, заместитель директора ГБОУ гимназии № 513 Невского района, учитель английского языка.

Талант читателя в контексте мультиграмотности. Ольга Андреевна Казакова, аспирант, Институт педагогики СПбГУ.

Из опыта реализации проекта «История книги в жизни моей семьи», или Как был найден источник роста читательской активности». Александра Валерьевна Слепова, к.ф.н., ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга, учитель русского языка и литературы.

Выставка как педагогический приём развития УУД обучающихся. Ирина Владимировна Булавкина, ст. преподаватель ОГБУ ДПО "Курский институт развития образования"

Художественная литература и дети. Ираида Ивановна Тихомирова, кандидат педагогических наук, разработчик проекта «Читающая мама».

Подведение итогов дискуссии.

14.30 – 16.30. Секция 1.  Развитие у обучающихся интереса к чтению текстов разных типов как педагогическая задача. Очно

 Место проведения: Конференц-зал, 2 этаж

Модераторы: Ирина Юрьевна Алексашина, профессор кафедры основного и общего среднего образования СПб АППО, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербург, Россия.

Оксана Абдукаримовна Абдулаева, доцент кафедры основного и среднего общего образования СПб АППО, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Абдулаева О.А. Работа с текстом при составлении разных типов учебно-познавательных задач.

Александрова Н.В. Возможности СДО Moodle как дидактический ресурс для понимания нелинейных учебных текстов.

Бондарец О.Н. Программа развития у обучающихся читательской грамотности как основа формирования функциональной грамотности.

Демшина Н. В. Электронное учебное пособие как средство развития смыслового чтения в дополнительном образовании детей, г. Киров.

Денисова Е. А. Масс-медиа как средство формирования интереса к чтению.

Киселев Ю.П. Использование текстов новой природы при обучении естествознанию в старшей школе.

Лесохина А.М. Развитие у обучающихся интереса к чтению текстов разных типов как педагогическая задача.

Перевезенцев С.С. Типология литературных медиапроектов на основании анализа работ международного конкурса «Страна Читалия» г. Москва

Семенистая Т.В., Тамашина Я.Н. Создание текстов интегративного характера к заданиям на формирование функциональной грамотности обучающихся: из опыта 464 школы.

Толкачева Н.С. Инновации в продвижении классики через визуализацию в среде учащейся молодёжи.

Шерстобитова И.А. Смешанное обучение в цифровой реальности современного образования.

14.30 – 16.30. Секция 2. Образовательные и информационные технологии в читательском развитии личности. Очно

Место проведения: ИБЦ – 3 этаж (библиотека, читальный зал)

Модераторы: Бородина Валентина Александровна, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт культуры, профессор кафедры библиотековедения и теории чтения, Санкт-Петербург, Россия;

Бородин Сергей Михайлович, кандидат технических наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия.

Бородин С.М., Бородина В.А. Читательское развитие школьников в процессе изучения учебных предметов: когнитивный тренинг.

Афанасьева А.Б., Дементьева О.Ю. Развитие креативности ребенка средствами музыкально-театральной сказки

Бабарыкова Л.Д., Плетнёва С.И. Междисциплинарный проект как способ формирования интереса к чтению у младшего школьника (на примере проекта «Путевой журнал Гулливера»)

Брегер Л.М. Организация различных акций в Неделю словесности.

Брякова И.Е. Читательские интересы подростков в аспекте диалога классической и современной литературы, г. Оренбург.

Вахонина Ю.Н. «Дети читают мало?»

Жукова С. А. Распалась связь времён…

Кузнецова М.Д. Роль иллюстрации в восприятии произведения

Лантинг Т.Н. Сказкодидактика как интерактивная технология продвижение чтения в образовательной среде.  

Крюкова М.В. Продвижение чтения и формирование читательской культуры в образовательных учреждениях – необходимое условие становления гармоничного человека в цифровую эпоху.

Мачехина О.Н. Литературное медиапроектирование как инновационная образовательная технология, г. Москва.

Оськина Я.М. Роль чтения в репрезентации людей с особыми потребностями.

Портнова О.М. Способы приобщения младших школьников к чтению.

Степанова Н.Е.Читательская среда современной библиотеки и ее доступность для развития и формирования читательской грамотности и компетенции.

Черноиванова Н. Е. Национальные особенности чтения и национальный образ Природы: место встречи – детская природоведческая книга, г. Ростов-на-Дону.

14.30 – 15.10. Мастер-класс  в режиме онлайн. Искусство воспитания любви к книге и чтению на примере практических уроков в начальной школе

Подключиться к конференции Zoom

https://us04web.zoom.us/j/74339321502?pwd=V0JzUDV4anVFUzdEcGI4V3VqK2ZFZz09

Идентификатор конференции: 743 3932 1502

Код доступа: 4fu61p

16.30  17.00. Итоги городских мероприятий в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга, приуроченных ко Дню Культуры 15 апреля 2021 года, проходившем под девизом «Объединим сердца в хоровод согласия».

– награждение по итогам конкурса «Презентация книги по заданной теме» среди библиотек общеобразовательных организаций Санкт-Петербурга;

– Фестиваль детской творческой мысли среди школьников Санкт-Петербурга. https://culturaspb.ru/index.php/2021-god/festival-2021-itogi 

Место проведения: актовый зал

Модераторы: Татьяна Ивановна Полякова, заведующий информационно-библиотечным центром СПб АППО, кандидат педагогических наук;

Владимир Иванович Уваров, руководитель оргкомитета по подготовке Дня Культуры 15 апреля в общеобразовательных организациях Санкт-Петербурга

 

23 апреля 2021 года – День Второй

12.00 – 12.05 Приветственное слово. Наталия Сергеевна Николаева, заместитель директора по общим вопросам СПб ГБУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»

12.05 – 12.20 Программы по привлечению к чтению в Бразилии. Online. Даниэла Моунтиан, пост-докторант Университета Сан-Паулу, стипендиат Фонда Поддержки Научных Исследований штата Сан-Паулу

12.25 – 12.40 Продвижение чтения в современной Греции: институты и практики. Оффлайн. Наталья Симонян, культурный атташе Генерального Консульства Греческой Республики в Санкт-Петербурге

12.45 – 13.00 «Шалаш из веток и винтовая лестница на чердак»: как организовано уютное пространство для детей в центре Таллина. На примере Эстонского центра детской литературы (Eesti Lastekirjanduse Keskus, ELK). Оффлайн. Людмила Мизгирёва, заведующий сектором международных проектов отдела культурных программ СПб ГБУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»

13.00 – 13.15 Профессиональный диалог: круглые столы специалистов по детскому чтению. Марина Викторовна Рабжаева, заведующий отделом библиотечных инноваций и методической работы, СПб ГБУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»

13.15 – 13.30 Библиотека прижизненных изданий. Ольга Владимировна Филиппова, заведующий сектором изучения и развития фонда отдела хранения СПб ГБУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»

13.35 – 13.50 Династия Чарушиных в библиотеке на Марата. Евгения Алексеевна Чарушина, член Союза художников России, автор и иллюстратор детских книг о природе

13.50 – 14.05 Здесь читают дети? Эволюция роли детской библиотеки в социокультурном и медиа пространстве. Ирина Николаевна Агеева, заведующий библиотекой Филиал № 3 СПб ГБУК «ЦГДБ им. А.С. Пушкина»

 

 

Поделиться:

1311 дней назад
22 апреля 12:00 — 23 апреля 2021 15:00

Событие пройдет онлайн

Уже есть билет
Получить ссылку

Поделиться:

Связь с организатором

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов